Когда и где появились первые игральные карты

Главная » Когда и где появились первые игральные карты

Если вы играете в покер или собираетесь этим заниматься, то вас, как минимум, нельзя назвать противником карточных игр. А насколько часто вы задумывались над тем, что из себя представляет история игральных карт? Предлагаемый материал вряд ли можно в полной мере отнести к материалам о покере. Тем не менее, думаем, вам будет интересно узнать, как и когда появилась игральная колода, что представляют собой карточные фигуры и т.д. Это сейчас кажется, что карты были всегда. На самом деле это не так. Во-первых, в карты играли не во все времена, а во-вторых, те игральные карты, которые мы сегодня знаем, были такими не всегда. Вообще вокруг истории карточной колоды всегда ходило много слухов. Всевозможных версий очень много. Предлагаем обратить внимание на самые правдоподобные и имеющие хоть какую-то «доказательную базу». Начнем с происхождения карт.


Родина первой карточной колоды

Это, пожалуй, главный камень преткновения, о которых разбивались копья многих исследователей. До наших дней все еще продолжаются споры о том, где и когда появилась первая карточная колода. Рассмотрим же наиболее популярные гипотезы.

Происхождение карт – персидская версия истории

Одна из самых распространенных гипотез появления игральных карт говорит о том, что впервые их прообраз появился на территории современного Ирана – в Персии.

Те, кто отстаивает эту точку зрения, основываются на вроде бы подтвержденных данных. А подтверждаются они письменными источниками XII-XIII веков. В них карты упоминаются как игра под названием «Kanjifah». Играли в эту игру колодой карт придворные вельможи. То есть это изначально была игра для знати. Правда, дошедшая до наших дней информация слишком скупа. О той колоде известно лишь, что в ее составе было 96 игральных карт, которые были поделены на 8 мастей. То есть по 12 карт в каждой масти.

Специалистам истории также удалось выяснить, что чуть позже в карты также играли на территории современной Индии. Там карточную колоду стали называть «Ганджифа». Согласитесь, созвучно с «Kanjifah». Но только названием дело и ограничивается. В остальном это были совершенно другие карты.

Первоисточники ничего не говорят о том, какой формы были персидские карты. В то же время об их индийском аналоге изветно, что они были круглыми. Но мастей в них было не 8, а только 4. Это были рисунки бога Шивы, который изображался держащим в руках Кубок, Меч, Жезл и Монеты. Как бы то ни было, но специалисты, настаивающие на персидской версии происхождения карт, убеждены, что именно эти атрибуты стали прообразом современных карточных мастей.

Персидская версия происхождения игральных карт

Так ли это – не станем спорить. Но точно известно, что в Персии игральные карты надолго не задержались. Их активное применение было зарегистрировано до распространения в Персии в XVII веке мусульманской религии. После этого времени упоминаний об игральных картах здесь уже не было. В Индии же наоборот играть в карты стали чаще, и игра здесь укоренилась. Кстати, в одном из индийских штатов те самые карты Ганджифа с изображением четырехрукого Шивы изготавливают и играют по сей день.

Родина карт – тюркские земли?

Образец тюркских игральных карт

Еще одна версия истории происхождения игральных карт свидетельствует об их тюркских корнях. Опять же в основе этой версии также лежат летописные исторические источники. Они гласят, что на рубеже XII-XIII веков среди мамелюков были распространены игры с применением карточной колоды из 52 листов. Довольно близко к современной карточной колоде.

Правда, там цифровое достоинство карт начиналось не с двойки, как сейчас, а с единицы. Также была иерархия картинок. Старшей из них был малик (король). Далее следовали наиб-малик (помощник короля) и тани-наиб (младший помощник). В тюркской колоде было четыре масти. Они обозначались как Сабли, Кубки, Монеты и Посохи.

Сторонники тюркской версии настаивают, что впоследствии именно эти изображения легли в основу европейского варианта игральных карт.

Менее популярные версии

Существует еще несколько гипотез происхождения карточной колоды. Одна из них говорит, что первые карты появились в Китае. Принимать всерьез эту версию мы не склонны. Хотя бы потому что в пользу нее нет каких бы то ни было доказательств.

Действительно, благодаря Поднебесной человечество получило бумагу, порох, шелк и так далее. Но карты вряд ли здесь взяли свое начало. Утверждения о том, что прародителями игральных карт могли стать бумажные листочки с изображением цветов и птиц, которыми играли китайцы, говорят скорее всего в пользу того, что в Китае зародилось домино нежели карты. Уж слишком та игра напоминала нынешнюю игру с доминошными костями.

Еще одно предположение перенесет нас в Египет. Автором этой гипотезы стал один из известных в XVIII веке мистиков — Жан-Батиста Альетта. В свое время Альетта известный под псевдонимом Эттейла, зарабатывал гаданием и предсказанием судеб при помощи карт Таро. Так вот он утверждал, что древние египетские жрецы якобы записали на 78 золотых табличках свои тайные знания. Якобы 56 из этих табличек являлись «младшими Арканами», а остальные 22 – «старшими Арканами». И будто бы как раз «старшие Арканы» стали впоследствии картами Таро, а остальные дали жизнь игральной колоде карт.

Карты Таро - инструмент гадалок и предсказателей судеб

Однако нет ни единого археологического или письменного доказательства, которое бы подкрепляло эту гипотезу. А уж в Египте-то было произведено огромное количество изысканий самого разного рода. Если бы карты действительно появились на территории этого государства, то подтверждения бы уже давно нашли. Скорее всего Жан-Батиста Альетта попросту старался напустить как можно больше таинственности и оккультного дыма на свою сомнительную деятельность. Потому-то и «топил» за египетские корни карточной колоды.


Как появились игральные карты в России

В Российской империи появление первой игральной колоды карт датируется XVI-XVII веками. Как и многое другое, это было развлечение, привнесенное в Россию извне. Но прижилась эта диковинка здесь хорошо.

Первое упоминание карт в российской истории чести им не делает. Зарегистрировано оно было в одной из глав «Уложений» царя Алексея Михайловича Романова. Глава же носила говорящее название — «О разбойных и татиных делах». Понятно, что в этом своде законов игра в карты ни с чем хорошим не ассоциировалась. Наоборот, это было «воровское» занятие. Игроки в карты четко обозначались в «Уложениях» как «тати» — воры. Соответственное отношение они к себе и испытывали.

Говорят, что игроков в карты, которые поймались за этим занятием впервые, секли плетями, после отрезали левое ухо и отправляли в острог на два года. Безухие картежники, попавшиеся во второй раз, отправлялись прямиком на каторгу. Если их не исправляли и каторжные работы, после третьей поимки игрокам грозила смертная казнь.

Не цацкались с заядлыми картежниками и последующие русские монархи. Каждый из них издавал указы, жестко ограничивающие возможность карточных игр среди населения. Правда, особой силы предпринимаемые инициативы не имели – в карты играть пристрастился уже не только простой люд, но и придворные вельможи.

Потому-то со временем карательные указы стали более избирательны. Представителям знати не возбранялось перекидываться в картишки, но никак не на деньги. Эта оговорка также не работала. Играли на деньги и простолюдины, и представители высокой знати. Причем последние проигрывали иногда под чистую свои имения, состояния и даже жен.

К примеру, известен случай, имевший место в Москве в 1802 году. Тогда князь Александр Голицын проиграл в карты жену графу Льву Разумовскому. Как говорится, карточный долг – это святое. Супруги развелись и жена князя Голицына Мария Григорьевна стала графиней Разумовской. Во втором браке Марии Григорьевне жилось куда лучше, чем с первым мужем, который поставил ее на кон. С графом они прожили в согласии 16 лет.

Что касается вообще карточных колод, которыми играли в России, то они были привозными. Производств игральных карт в Российской империи пока не было. Их завозили из стран Европы до середины XVIII века.

Торговцы везли преимущественно карты французского, итальянского и немецкого производства. Они отличались между собой, о чем мы еще поговорим ниже. Особенности этих карт крылись прежде всего в обозначении мастей. То ли под влиянием моды на все французское, то ли под действием других факторов, но верх в конечном итоге взяла французская колода игральных карт. В России с тех прижились бубны, трефы, червы и пики.

В 1760 году восседавшая тогда на российском троне царица Елизавета Петровна разразилась очередным карточным указом. Он дозволял игру в карты, но только не на деньги. Более того, в государстве стали открываться артели, мануфактуры и фабрики по производству игральных карт. Такие стали работать в Москве, Петербурге и Архангельске. Ввиду огромной популярности этого развлечения, государство даже ввело акцизный налог. Тогда он назывался клеймом. Все барыши от этих акцизных сборов шли на помощь детским домам. В те далекие времена детдома назывались воспитательными. Вот и получалось, что игральные карты пусть и опосредовано, но содержали детей в воспитательных домах. Впоследствии государство еще более привязало карты к детдомам. За детскими воспитательными учреждениями документально закрепили монопольное право на клеймление карточных колод. С тех пор и до 20-х годов XIX века львиную долю от реализации игральных карт получали эти дома. Знаменательная и замечательная, на наш взгляд, часть истории карт в России.


Масти в карточной колоде

Мы уже упоминали, что в России закрепилась и прижилась более остальных французская колода. Французы остались верны своим традициям и ввели обозначение карточных мастей на манер рыцарских символов. Пики обозначали копье, трефы -–меч, червы – щит, бубны – рыцарский герб. Существует мнение, что французские масти стали результатом реформы мастей в итальянской колоде. Там масти обозначали мечи, кубки, жезлы (дубинки) и пентакли в виде монет. В свою очередь это заимствование еще раз доказывает тюркское происхождение карт в целом.

Бытовавшие некогда названия мастей сохранились у европейцев по сей день. Естественно, играют сейчас общепринятой колодой, состоящей из карт червовой, трефовой, бубновой и пиковой масти. Однако называют эти масти обыватели все же по старинке – так, как в давние времена.

К примеру, у тех же французов это сердце, копье, трилистник и плитка (как дорожное покрытие). У итальянцев – серце, копье, цветы и квадрат. Испанцы называют масти как монета, дубинка, меч и чаша. Немцы и англичане – сердце, лопата, дубинка и бриллиант. Что же каждое из этих определений оправдано. Но главное – несет в себе историческую память.

Итальянские карты

французские игральные карты в средние века

испанская колода игральных карт

немецкие игральные карты средневековья

Между тем все еще присутствуют карточные игры, которые играют не традиционной сейчас колодой, а специфическими картами. Такие развлечения все еще можно встретить в Швейцарии. Здесь весьма популярны карты со своими, национальными мастями. В их качестве выступают гербы, желуди, цветы и бубенцы. Альпийская страна не единственная в этом отношении. Практически то же самое сегодня все еще можно встретить на территории Австрии, Венгрии, Словакии, Чехии, Германии и других государств Европы. Получается, что карты, попав сюда, и трансформировались в общем потоке, и нашли свое отдельное, местное развитие, продиктованное историческими и общественными событиями.

Известно, что после Великой французской революции производители карт во Франции убрали из колоды королей, дам и валетов. Их заменили на изображения богов и великих мыслителей. Однако эта «инициатива» не нашла поддержки пользователей и прежнюю карточную «королевскую» иерархию все же вернули.

Были попытки карточной реформы и у нас. Речь идет, в частности, об эпохе Советского Союза. В стране «прогрессивного социализма», конечно, игру в карты не запрещали. Но карточные игры на деньги были нелегальными. В то же время, осознавая и понимая популярность карт вообще и карточных игр в частности, советская власть решила направить и на эту сферу работу собственной пропагандистской машины.

История знает о выпусках антирелигиозных и антифашистских карт, карт народностей СССР. Все это было, но народу была ближе все же традиционная игральная колода с ее привычным дизайном.


Дизайн карточной колоды.
История рисунков на игральных картах

Современные попытки реформы рисунка на картах

Понятно, что всегда были, есть и будут чудаки, которые стараются привнести что-то новое. То же самое происходит и с картами. Не так давно жительница Нидерландов Инди Меллинк представила на суд общественности «нейтральную» колоду карт. Она отличается тем, что в ней нет королей, дам и валетов. Причем, в отличие от французов, девушка была движима не отрицанием монархии, а вопросами гендерного равенства. Вот как она прокомментировала свою «разработку»:

«Если у нас есть иерархия, согласно которой король значит больше, чем королева, то это тонкое неравенство влияет на людей в их повседневной жизни, потому что это просто еще один способ сказать: «Эй, ты менее важен».

Итак, в «нейтральной» колоде вместо короля появился слиток золота, дам заменили серебряные монетки, на смену валетам пришли бронзовые щиты. Обозначения были даны в соответствующие — G, S и B.

Нейтральная колода карт от Инди Меллинк

У Инди Меллинк нашлось немало клиентов на «нейтральную» колоду. Однако, скорее интерес проявили в основном коллекционеры и другие увлекающиеся люди. Между тем отметим, что не свежа не только сама идея студентки из Нидерландов, но и сами рисунки. Те же монеты и щиты в свое время уже наносились на карты.

Относительно гендерного равноправия также сделаем отступление. Дело в том, что как раз введение в число «карточных персонажей» такой фигуры как Дама является реверансом в сторону женщин. Когда-то Дамы в колоде вообще не было. Но не станем сильно развивать эту тему, дабы не прослыть женоненавистниками. Все совсем наоборот)

Мы уже знаем, что на первых картах в разных странах наносили самые разные рисунки. Время и люди трансформировали и изменяли количество карт в колоде, масти, вводили и выводили те или иные фигуры. Но к настоящему времени все пришли к единому знаменателю – общепринятой колоде. Будь она короткой (36 карт от шестерки до Туза) или длинной (52 карты от двойки до Туза) везде есть цифровое обозначение и «картинки» — валеты, дамы, короли и тузы. Это уже устоявшаяся и выверенная веками «схема».

Ни одна «картинка» в картах не появилась случайно. Иногда за тем или иным персонажем стоит даже историческая личность. Говорят, что изображения королей, дам и валетов художники рисовали с конкретных людей. И этому отчасти есть подтверждение.

На нынешний момент наибольшей популярностью пользуется англо-американский формат карт. Но и в России в свое время было разработано минимум два шаблона игральных карт. И оба они были довольно популярны среди игроков.

Англо-американский вариант игральной колоды

англо-американский шаблон игральных карт

Говорить, что англо-американский шаблон оригинален, все равно, что кур смешить. Это практически полная аналогия французской колоды. Ее автором является Гектор де Труа. А время рождения — XVII век.

Французский художник изображал персонажей в полный рост. Это хорошо видно на рисунке. В то же время обращаем ваше внимание на то, что каждая фигура имеет свое имя. Оно также прописано на карте. Что касается изображения в полный рост, то такая техника бытовала вплоть до середины XVII века. Симметричное изображение «двуглавых» карт появилось позже. Не подлежит сомнению и «подлинность» имен нарисованных фигур. Да, путь это были персонажи легенд и преданий, но они были известны всем.

Оригинальный французский дизайн карточных картинок

Известно, что на французской колоде изображены в качестве королей: Карл Великий (червы), Царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны), Александр Македонский (трефы).

У дам то же самое: библейский персонаж Юдифь (червы), Афина Паллада (пики), еще один библейский персонаж Рахиль (бубны), Аргина (трефы). По поводу Аргины скажем, что так раньше во Франции называли любовниц королей. Также отметим, что Аргина – это анаграмма от «regina» — «королева».

У валетов также были свои прообразы: советник Жанны д’Арк Этьен де Виньоль (червы), кузен Карла Великого, герой Дании Огиер (пики), брат Ланселота, рыцарь Круглого Стола Гектор (бубны), рыцарь Ланселот (трефы).

Картинки на русских картах

В России особую популярность снискали две версии игральных карт. И одна из них, в отличие от англо-американского шаблона, по-настоящему оригинальна.

Сначала поговорим о небезызвестных «Атласных» картах. Их автором является художник Адольф Иосифович Шарлемань. Появление «Атласных» карт в России датируется второй половиной XIX века. Как раз эта версия не отличается оригинальностью. Дело в том, что Шарлемань по сути перерисовал «картинки» с северо-немецких карт. Последние в свою очередь были аналогом французской колоды. Но даже при поверхностном взгляде понятно, что «Атласные» карты не имеют ничего общего с англо-американским шаблоном. Хотя обе колоды берут начало от французской.

Атласные игральные карты по эскизам художника Шарлеманя

Вполне справедливым видится вопрос о названии – почему «Атласные»? Дело в том, что определяющую роль сыграло качество бумаги, на которой первоначально печатались эти карты на Императорской карточной фабрике. Бумага имела характеристики высочайшей для того времени износостойкости. На нее в меньшей степени влияли влага, воздействие отрицательных температур и т.д. Да и на ощупь она была гладкой, будто шелковой – атласной. Отсюда и название. Такие карты были по карману не всем. Поэтому на фабрике печатали колоды для простолюдинов – на бумаге более низкого качества, доступной по цене. Однако изображенные «картинки» были одни и те же.

Говоря об «Атласных» картах, не можем не отметить факт того, что Шарлемань был не единственным претендентом-художником на их рисование. Тогда был объявлен своеобразный конкурс. Наряду с Шарлеманем в нем принял участие другой русский художник, академик живописи Александр Егорович Бейдеман. И он представил специальной комиссии свои эскизы. Но работа Бейдемана была признана не столь радушно. Члены комиссии посчитали рисунки слишком крикливыми и к тому же сложными для печати.

Второй вариант карт, изготавливавшихся в России смело можно отнести к разряду оригинальных. В истории карт в России они известны как «Сувенирные». Но это название прилипло к ним много позже после появления. На первых же порах колода называлась «Русский стиль». Давайте выясним причину таких переименований.

Встречу Нового 1904 года царствовавший тогда в Зимнем дворце Император Николая II решил отметить большим костюмированным балом. Кстати, это был последний такой бал, который давала монаршая особа в России. О масштабах этого грандиозного действа говорит долгосрочная подготовка к его проведению.

Приглашение на бал получили 390 придворных вельмож и особ, «приближенных к императору». Но так как бал был заявлен как костюмированный, каждый из них должен был появиться в костюме вельможи XVII века. В качестве главного дизайнера к работе над костюмами привлекли художника Сергея Соломко. Пошивом же занимались царские портные.

Задумывалось мероприятие на широкую ногу. Казна не скупилась. Император решил показать своим зарубежным «коллегам», что и в Российской Империи могут со вкусом и дорого отмечать праздники. Посему на балу наряду со слугами и лакеями усердно работали и фотографы. Они великолепно справились со своей работой. Не было, пожалуй, ни одного гостя, который бы не был запечатлен в своем костюме. Фотографий с того бала осталось много. Они-то и стали основой для рисунков на картах «Русский стиль». Рисовали не только костюмы, а и вельмож, которые их в этот день носили. У королей, дам и валетов в колоде «Русский стиль» появились таким образом реальные прототипы.

Карточная колода Русский стиль

Фигуры колоды Русский стиль и их исторические прообразы

Червовый Король — инициатор праздника император Николай II в костюме царя Алексея Михайловича.

Бубновый король — статский советник Николай Николаевич Гартунг в костюме боярина.

Король треф — граф Михаил Николаевич Граббе, наряженный в костюм жильца – одного из низших чинов государева двора в XVII веке.

Пиковый король — его прототип Иван Грозный, а за основу костюма взят костюм, в котором царь изображен на картине А.Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».

Червовая Дама — великая княгиня Ксения Александровна, наряженная боярыней.

Бубновая Дама — графиня Александра Дмитриевна Толстая, присутствовавшая на балу в костюме боярышни.

Дама треф — великая княгиня Елизавета Фёдоровна в княжеском одеянии XVII века.

Дама пик — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, также приехавшая на бал в одеянии боярыни.

Валет червей — адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича Николай Александрович Волков, изображенный как боярин.

Валет бубен — великий князь Андрей Владимирович в праздничном костюме сокольничего.

Валет треф — великий князь Михаил Александрович в полевом костюме царевича.

Валет пик — адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак, наряженный в одеяние боярина.

«Срисовали» дизайнеры карты «Русский стиль» с фотографий через восемь лет. Работа шла на немецкой мануфактуре «Дондорф». В печать же первая колода поступила в 1913 году – в год празднования 300-летия Дома Романовых. Печатали уже в России – на Александровской мануфактуре в Петербурге.

Игральные карты «Русский стиль» печатали на этой мануфактуре до 1917 года. После революции производство было закрыто. Открылось оно лишь в 1923 году. Карты с вельможными прототипами печатались, но по понятным «революционным» причинам стали носить название не «Русский стиль», а «Сувенирные».

К слову, в колоде «Русский стиль» до 1917 года всегда присутствовала одна карта с изображением пеликана. Это была неигровая карта. Она несла в себе больше социальный посыл.

Неигровая карта Кормящий Пеликан из колоды Русский стиль

На ней был изображен пеликан, который кормит птенцов мясом своего сердца. Таким образом, производители как бы напоминали игрокам, что деньги, полученные от продажи каждой колоды идут в воспитательные детские дома.


Карты Туз и Валет: у каждой своя история

На наш взгляд, особняком среди всех карточных фигур в игральной колоде стоят Туз и Валет. Если у Короля и Дамы с их иерархиями все просто, то у Туза и Валета есть своя отдельная история.

Изначально Валет был второй в иерархии фигурой – сразу после Короля. Такой персоны как Дама в колоде раньше вовсе не было – играли исключительно мужские персонажи. Валет же присутствовал практически на протяжении всей истории карт.

В переводе с французского языка Валет обозначает «слуга». В случае игральных карт – рыцарь на услужении у Короля. Однако со временем и Валет поменял свою значимость. Сначала ушли в прошлое славные времена рыцарей. Им на смену пришли обычные слуги, которые воспринимались чаще в качестве плутов и мошенников. У них всегда одна задача – поработать поменьше, заработать побольше. Такое отношение уронило честь Валета до самого низа среди всех карточных «картинок».

До некоторых пор Валет обозначался на игральных картах двумя буквами – Kn. Первоисточник английское слово «knight» — рыцарь. В связи с описанными нами событиями позже Валета переименовали в «knave» (мошенник – англ.). Фигура утратила ценность, соответственно упало и отношение к ней. Изготовители карт решили, что для такого персонажа довольно одной буквы. Так как «К» была занята Королем, Валета наградили распространенным в Англии человеческим именем Jack. С тех пор его стали обозначать как «J».

Есть другая теория происхождения имени Jack у Валета. По ней Джек появился в карточной колоде из крикета. В этой игре каждого участника, который бьет по мячу одиннадцатым по счету называют Джек. Так как Валет в колоде идет сразу после десятки, его, якобы так и стали называть – ассоциируя с числом 11.

История тузов и валетов в карточной колоде

Теперь о Тузе. Сейчас Туз представляет собой силу – правящий верх в каждой масти. Но раньше правил всеми Король. Туз же занимал низшую ступень. Прежде всего в силу своего названия. Английское слово Ace (Туз) восходит корнями к латинскому As – единица. То есть с Туза в свое время начинался отсчет карт. Сначала As, а уж потом двойка, тройка и т.д.

Как же произошло, что Туз стал главной картой? Всему виной все та же Великая французская революция, когда «последние стали первыми». Мы уже рассказывали, что после революции королей, дам и валетом на время заменили изображения богов и портреты великих мыслителей. Тузов эти изменения не коснулись. Они как были в колоде, так и оставались. Изменилось лишь их положение в общем списке.

Правда, и в этом отношении имеется отдельное мнение. Якобы, так как Туз является картой, с которой начинается отсчет в каждой масти, он и должен быть первым. Может оно и так, но факт остается фактом: Ace не всегда занимал главенствующее положение в масти. Отчасти это доказывает покерная комбинация стрит. Как известно, эта комбинация с участием Туза имеет два вида – «бродвей» и «колесо». Первый – от 10 до A – является самым старшим стритом в Холдеме, а второй – от A до 5 – самым младшим.

Добавить комментарий

Покер румы
Получи до $1 000 за первый депозит
Бонус 200% до €1500 при первом пополнии счета
100% на первый депозит по бонусному промокоду NEWTG
$88 бесплатно за регистрацию в покер руме
100% бонус на первое пополнение счета до $600
Войти на сайт
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Регистрация
*
*
*
Забыли пароль?
Восстановление пароля